website templates free download


Современные фундаментальные идеи управления конфликтами в разных формулировках сводятся к одному: конфликт может быть управляем, причем сведен к конструктивному исходу. Исследования управления конфликтами продолжаются, и их направление и перспективу можно определить так: − уход от понимания конфликта как «выигрыша — проигрыша»; − поиск технологий, помогающих оппонентам увидеть и осознать общие цели, даже если они имеют дело с противоположными интересами; − поддержание кооперативной ориентации в отношении решения проблемы; − рассматривать конфликт как открытый, честный и взаимоуважительный коммуникативный процесс; − свести к минимуму ошибки в понимании интересов друг друга, которые ведут к защитным действиям и к максимуму эмпатического понимания оппонента; − распространение техник, помогающих расширить диапазон альтернативных возможностей для выбора решения проблемы; − максимальное раскрытие ресурсов и эффективных процедур работы с тупиковыми ситуациями, которые часто приводят к деструктивному развитию конфликтов; − разработка тактик, предотвращающих уход от переговоров и т. д. Управление конфликтами — это процесс контролирования конфликта, проводимый самими участниками или внешним воздействием на всех периодах его течения и включающий в себя различные составляющие.

Прогнозирование конфликта как обоснованного предположения должно опираться на научные исследования и на практическую деятельность, при определении симптоматики и проведении диагностики назревающих социальных противоречий. Управление конфликтами как специфически сложным социальным явлением осуществляется на основе принципов: компетентности, сотрудничества и компромисса Противоречивость характера социального взаимодействия снимается регулированием баланса: − балансом ролей, когда важно понять, какую роль играет партнер и какой роли он ожидает от вас (оппонент играет роль старшего и считает возможным делать вам замечания); − баланс взаимозависимости в решениях и действиях людей и социальных групп — это когда потребность в свободе и независимости не может обеспечиваться за счет тех, с кем мы взаимодействуем; − сбалансированность самооценки и внешней оценки — тут всегда необходимо учитывать, что себя мы оцениваем с положительной стороны (что мне удалось сделать в результате), а начальник подчиненного всегда оценивает с позиции нормативных требований к деятельности и ее цели (что вам не удалось сделать); − баланс взаимных услуг заключается в подсознательной фиксации услуг, которые оказали мы, и те, которые оказали нам; баланс ущерба означает максимально избегать нанесения ущерба окружающим в процессе взаимодействия.

Важно также отметить, что данную систему балансов можно рассматривать как один из способов предупреждения конфликтов, т. к. все-таки оценка баланса явление субъективное, которое тоже может быть нарушено несовпадающей величиной оценки партнера. Еще один из способов предупреждения конфликтов — это изменение собственного отношения к ситуации: − умение прекратить или сгладить обостряющийся спор: психологическая напряженность часто сопровождается эмоциями, повышением голоса, увеличением жестикуляции. Данные внешние показатели можно рассматривать как сигнал нарастающего накала и как время для прекращения спора. Приемы могут быть самые разнообразные: поменять тему разговора, перевести все в шутку или совсем «закрыть» тему, если проблема спора не особенно важна; − всегда иметь в виду, что сообщаемая оппонентом информация может теряться (искажаться). В этих случаях помогает умение слушать и слышать: дайте полностью высказаться партнеру, и, может быть, вы поймете предмет вашего разногласия.

Очень важный прием в конфликте «педагог — ученик»: доказано, что 80 % предконфликтных ситуаций данного типа разрешаются, если дать возможность полностью высказаться ученику (оппоненту); − децентрация, как умение посмотреть на ситуацию с различных точек зрения. Вы ищите не «оправдание», а причину изменившегося отношения коллеги, начальника, подчиненного, ученика; − человечность, как умение быть твердым по отношению к проблеме и мягким по отношению к людям. Тут важно не выносить проблемную ситуацию на публичное признание «неправоты» вашего оппонента. Это также касается педагогических конфликтов, особенно с учениками подросткового возраста, когда социальная ситуация развития заключается в самоутверждении их в ближайшем социуме; − осознание того, что тревожность и агрессивность сказываются как на восприятии ситуации, так и на характере взаимоотношений человека с окружающими — тесно связано со следующим способом: контроль над собственным психическим состоянием; − сотрудничество, как способность личности учитывать потребности обеих сторон; − улыбка, как важный невербальный инструмент «разоружения»; − умение рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий; − искренняя заинтересованность.

Не упускайте возможности свести ситуацию к предложению поддержки или предложению помочь советом —может, этого будет достаточно; − здоровое чувство юмора. Здесь ключевое слово «здоровое». Очень важно, чтобы ваш оппонент тоже обладал чувством юмора и не воспринял ситуацию как «издевку». Если вы хотите разрядить так напряженную обстановку, уточните, что «это была шутка». Это были изменения собственного отношения к ситуации. Существуют также способы и приемы воздействия и влияния на оппонента в целях предупреждения конфликта: − реально оценивать возможности оппонента в решении задачи. Как руководитель или педагог не завышайте планку возможностей для подчиненных. Они выполнят, может, и быстро свою работу, но результат вас не порадует; − не рассчитывайте на быстрый результат.

Особенно если это воспитательная мера воздействия;

− умение оценивать актуальное настроение оппонента и знание закономерностей невербального помогает ориентироваться в выборе средств взаимодействия; − информирование оппонента о том, что затронуты ваши интересы. Здесь уместно напомнить, что не всегда ваш оппонент наступает на «больную мозоль» умышленно, не исключено, что это случайность; − обсуждайте с оппонентом только тот вопрос, по поводу которого разногласия. Проще говоря, не позволяйте ему «отойти от темы» и «перейти на личности»; − умейте расположить к себе собеседника.

В любой ситуации оставляйте оппоненту возможность «сохранить свое лицо»; − избегайте крайних оценок и категоричности суждений. Этот прием дает возможность иногда отступить от первоначальных претензий. Список литературы: 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. 2. Келасьев О.В.

Социальный конфликт как целостное образование // Вестник С.-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2015. № 3. 3. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. М.: Норма, 2003.

Какадий И.И.


Метки:


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.