website templates free download


Аннотация: В данной статье проводится рассмотрение законодательного регулирования, по применению к несовершеннолетним мер принудительного медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в административном судопроизводстве. А также анализируется эффективность регулирования данной сферы, административным законодательством. Ключевые слова: протокол, административное судопроизводство, административная ответственность.

В рамках административного расследования целью медицинского освидетельствования несовершеннолетних на состояние опьянения (алкогольного, наркотического и токсического), является установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и дальнейшем привлечении родителей (иных законных представителей) несовершеннолетнего лица к административной ответственности, если при проведении медицинского освидетельствования было установлено, что несовершеннолетний находился в состоянии опьянения. При этом, если несовершеннолетнему на момент совершения административного правонарушения исполнилось 16 лет, административную ответственность будет нести сам несовершеннолетний12 . Как и любая другая мера обеспечения медицинское освидетельствование имеет свою правовую основу.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения регламентируется приказом Минздрава РФ от 18 декабря 2018 года № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), основанием для применения медицинского освидетельствования к несовершеннолетнему лицу может послужить один из 4 критериев, приведенных в статье 6 приказа Минздрава РФ №933н: а)запах алкоголя изо рта; б)неустойчивость позы и шаткость походки; в)нарушение речи; г)резкое изменение окраски кожных покровов лица. Этот перечень не является исчерпывающим, так как он дополняется Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 475 «Об утверждении правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направление указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством». Спецификой применения данного нормативно-правового акта, является совершение административного правонарушения на транспорте, которые установлены главой 11 Кодекса об административных правонарушениях. В данном Постановлении, а именно в части 3 раздела 1 «Общие положения» мы можем увидеть еще один новый критерий в качестве основания для проведения медицинского освидетельствования к несовершеннолетнему – «поведение, не соответствующее обстановке». Следующий критерий позволяет сотруднику ГИБДД полагать, что несовершеннолетнее лицо находится в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или токсического), а также о дальнейшем применении к нему мер медицинского характера.

Далее, хочется отметить особенность применения принудительных мер медицинского освидетельствования на состояние опьянения (наркотическое или токсическое) к несовершеннолетним лицам: данная мера медицинского характера, не может применяться без письменного разрешения одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего. Но в свою очередь отказ от медицинского освидетельствования в административном судопроизводстве, в рамках п. 6, части 1, статьи 4.3 КоАП РФ, по отношению к лицам, совершившим административное правонарушение, расценивается как обстоятельство, отягчающее административную ответственность. Согласно пункту 1, статьи 2.3 Кодекса об административных правонарушениях, несовершеннолетнее лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, так как оно не достигло восемнадцатилетнего возраста. Но это не значит, что за совершение административного правонарушения, за него не последует наказания. К административной ответственности привлекут родителей несовершеннолетнего (либо его законных представителей).

Такая правовая конструкция достаточна эффективна. Отказ родителей (иных законных представителей) на прохождение несовершеннолетним медицинского освидетельствования, означает, что ответственные за него лица будут привлечены к административной ответственности по статье 5.35 Кодекса об административных правонарушениях, с отягчающим обстоятельством, ведь именно они дали отказ от проведения мер медицинского характера. В свою очередь если мы будем говорить о проведении медицинского освидетельствования на состояние «алкогольного опьянения» в отношении подростка, то разрешения родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего лица не требуется. Этот правовой казус регламентируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Но следует отметить и то, что данный вопрос требует принятия системного и согласованного решения, поскольку процедура медицинского освидетельствования едина и должностное лицо, которое выявило административного правонарушение, не в состоянии разделить данную процедуру на самостоятельные виды медицинского освидетельствования, а именно нельзя провести медицинское освидетельствование на состояние алкогольное опьянение и при этом не проводя освидетельствование на состояние наркотического или токсического опьянения. Несовершеннолетнее лицо может отказаться от медицинского освидетельствования и тем самым совершит административное правонарушение, связанное с отказом от проведения медицинского освидетельствования.

Действительно, медицинское освидетельствование является процедурой, которая осуществляется медицинскими работниками, которые не уполномочены силой заставить несовершеннолетнее лицо пройти медицинское освидетельствование. Еще раз стоит сказать о том, что если несовершеннолетнему не исполнилось шестнадцатилетнего возраста, то при отказе от медицинского освидетельствования, административную ответственность за него будут нести родители или другие законные представители. Далее, следует отметить тот факт, что единой правоприменительной практики по определению правовой нормы, связанной с отказом от прохождения медицинского освидетельствования, в Кодексе об административных правонарушениях, нет.

И, в связи с этим, многие юристы выступают с предложением о введении в КоАП специальной нормы, которая бы предусматривала административную ответственность за отказ о прохождение медицинского освидетельствования. На данный момент вся cудебная практика в данной сфере делится на применение двух норм КоАП : статьи статья 19.3, а именно часть 1 («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовноисполнительной системы, либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации») и 17.7 («Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении») Немаловажную роль по применению мер медицинского характера в отношении подростка имеет «Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения», который составляется уполномоченным на то лицом. Протокол является обязательной частью направления на медицинское освидетельствование и регулируется статьями 27.12.1, 28.3 Кодекса об административных правонарушениях. После составления протокола его копия отдается несовершеннолетнему, достигшему шестнадцатилетнего возраста, либо его законному представителю.

Таким образом, хочется сделать следующий вывод: административное законодательство имеет положительные тенденции в регулировании медицинского освидетельствования на состояние опьянения в отношении подростков. Однако остается много вопросов в данной сфере административного судопроизводства, которые требуют своей регламентации в Кодексе об административных правонарушениях.

Литература: 1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 2. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 «Об утверждении правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направление указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством». 3. Приказ Минздрава РФ от 18 декабря 2018 г. №933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)». 4. Иванова С. И., Хаметдинова Г. Ф. К вопросу о порядке освидетельствования несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии опьянения // Вестник Уральского Юридического Института России «Актуальные вопросы правоохранительной деятельности». 2015. №1. С. 2-7.

М. О. Арбузов


Метки:


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.